Консультация : Советы родителям, гиперактивного ребенка!
Активный ребенок:
-
Большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры
пассивным (пазлы, конструкторы), но если его заинтересовать - может и
книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
-
Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и
наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует скандал.
Гиперактивный ребенок:
-
Он находится в постоянном движении и просто не может себя
контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а
выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много
говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион
вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно
уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно. У него часто
кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не
редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не
реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин,
детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто
провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется,
кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки,
камни...
Основные причины гиперактивности
Часто гиперактивность - это следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая, что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего, неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска, обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все "недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна) не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму после.
Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда
входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня
(с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность
порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться. Если вы сами -
очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете,
торопитесь, то пора начинать работать над собой. Мы больше не несемся
сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, стараемся поменьше
нервничать и пореже менять планы "по ходу дела". Скажите себе: "Четкий
распорядок дня" и постарайтесь сами стать более организованными.
2. Воспользуйся такими советами:
-
Малыш не виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать,
наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы
добьетесь только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что
он "неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить
ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать
свои эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у
каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему:
"Хочешь бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям,
животным)". Можно бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет
людей, пинать что-то ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию
наружу, научите его это делать.
- В воспитании необходимо
избегать двух крайностей - проявления чрезмерной мягкости и предъявления
ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности: детям
должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях.
Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному
минимуму.
- Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему
удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых
дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо
оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством
впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным
скоплением людей.
- В некоторых случаях излишняя активность и
возбудимость могут быть результатом предъявления ребенку родителями
слишком завышенных требований, которым он по своим природным
способностям просто не может соответсвовать, а также чрезмерного
утомления. В этом случае родителям стоит быть менее требовательными,
постараться снизить нагрузку.
- "Движение - это жизнь",
недостаток физической активности может стать причиной повышенной
возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка
поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
-
Иногда нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на
психическую травму, например, на кризисную ситуацию в семье, развод
родителей, плохое отношение к нему, определение его в несоответствующий
класс школы, конфликт с учителем или родителями.
-
Обдумывая рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в
котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному
малышу больше, чем другим деткам необходимо придерживаться золотой
середины в питании: поменьше жареного, острого, соленого, копченого,
побольше вареного, тушеного и свежих овощей и фруктов. Еще одно правило:
если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него - просто панацея.
-
Приучайте малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим.
Даже если вашему ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается,
следуйте за ним ("Тебе интересно это, давай посмотрим..."), но после
удовлетворения интереса постарайтесь возвратиться с малышом к
предыдущему занятию и довести его до конца.
- Научите малыша
расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней
гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы
релаксации. Хороший психолог подскажет вам, что это может быть:
арттерапия, сказкотерапия или, может, медитация.
- И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.